Данилин Николай Михайлович
Номер участка: Участок-35
Николай Михайлович Данилин — хоровой дирижёр, регент, педагог.
Родился 21 ноября (3 декабря) 1878, года в Москве
Образование:
- Синодальное училище церковного пения
- Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества
Работа:
- преподаватель в Синодальном училище (1901—1918 гг.);
- преподаватель одновременно в городских училищах на Николоямской улице и в Леонтьевском переулке, в Институте благородных девиц имени императора Александра III (1898—1903 гг.);
- старший помощник регента (с 1 января 1907 г.);
- исполняющий обязанности регента (c 10 февраля 1910 г.);
- главный регент Синодального хора (с 8 апреля 1910 г. до 1918 г.);
- руководитель частного духовного хора Москвы, созданного меценатом А. П. Каютовым;
- регент в нескольких московских храмах, в том числе в церквах: Николая Чудотворца «Явленного» на Арбате, Параскевы Пятницы в Охотном ряду, храме Георгия на Большой Грузинской улице, церкви Трифона в Напрудном;
- хормейстер Большого театра (1923—1924 гг.);
- преподавал в Московской консерватории (с 1923 г.);
- хормейстер Оперной студии при консерватории (с 1924 г.)
- художественный руководитель Ленинградской Государственной академической Капеллы (с 20 мая 1936 г. по 10 марта 1937 г.);
- художественный руководитель и главный дирижёр Государственного хора СССР (1937—1939 гг.).
Умер 6 февраля 1945 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище (35 участок).
«Даровитейший Данилин играл на нем (хоре), как на послушном однородном инструменте, чутко реагирующем на один его взгляд, на малейшее мановение рукой. Одним словом, это было не дирижирование, а настоящая скульптурная лепка, придававшая идеально объединенному голосовому материалу самые разнообразные, непрерывно сменяющиеся формы…»
«Варшавский дневник» № 142 за 1911 год
“Практически в каждом аспекте человеческой деятельности присутствует два или несколько противоборствующих начал. Борются между собой: чувства и разум, гуманитарии и математики, поэты и прозаики, теоретики и практики. Также и в искусстве владения самым трудным музыкальным инструментом – человеческим голосом – преобладает два основополагающих взгляда: пение в хоре и соло. Николай Михайлович определенно был хоровиком, но при этом всегда удивлялся противопоставлению его певчих сольным артистам. Также Данилин прикоснулся и к обоим конкурирующим ведущим хоровым коллективам: Московскому Синодальному Хору и Санкт-Петербургской Придворной Капелле. Имя его связано с первым, но и о второй душа его всегда болела. Потому что единственной и главной заботой были не карьера и личная выгода, а идеальное звучание хора. В обычной жизни едва ли можно было назвать Данилина миротворцем, но в пении он был истинным сыном Божиим. Знание не только музы-ки, а еще и анатомии, и психологии давало ему возможность чувствовать хор, слышать каждый голос в отдельности и понимать душу обладателя этого голоса. Потому требовательность его никогда не выходила за рамки возможностей хористов. Здесь, на земле, порой голос страстей заглушает всю остальную музыку Божьего мира, но в жизни вечной, мы верим, голос р. Б. Николая звучит в стройном лике ангельского славословия. Вечная ему память!”