Икона равноапостольной Елены, царицы Константинопольской
Образ святой Елены, царицы Константинопольской, пребывает в Андреевском храме Ваганьковского кладбища, рядом с Тихвинским образом Пресвятой Богородицы (слева внизу).
Основной храм Ваганьковского кладбища – Воскресения Словущего – освящён в честь праздника Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Святая Елена имела прямое отношение к этому событию. Об этом – ниже.
Елена равноапостольная (Флавия Юлия Елена Авгу́ста) – мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.
Точный год рождения Елены неизвестен. Родилась она в городке Дрепан в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), как о том сообщает Прокопий.
Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, ставшем позже правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей.
27 февраля 272 года в городе Наисс (современный сербский Ниш) Елена родила сына – Флавия Валерия Аврелия Константина, будущего императора Константина Великого, сделавшего христианство государственной религией Римской империи.
В 293 году Констанций был усыновлён императором Максимианом и разошёлся с Еленой, женившись на падчерице Максимиана Феодоре. После этого и до начала царствования её сына сведения о жизни Елены отсутствуют. Вероятно, она не удалялась далеко от родных мест, так как её сын Константин начал возвышение из Никомедии (центр Вифинии), откуда был вызван в 305 году на Запад отцом, ставшим императором западной части Римской империи.
Когда Елена обратилась в христианство, ей было уже за шестьдесят. По свидетельству её современника Евсевия Кесарийского, это произошло под влиянием сына Константина.
Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina, то есть«благороднейшая женщина», были отчеканены в 318-319 гг. в Фессалониках.
В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой:
«Венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету».
Отмечается, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению. О большом уважении императора к матери есть и другие свидетельства.
В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим.
«Эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток», чтобы найти и Голгофу, и животворящий Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос.
Житие святой рассказывает нам, что долгое время поиски оставались безуспешными, пока один престарелый иудей не сообщил, что Крест находится под языческим храмом, воздвигнутым на месте распятия Спасителя.
После многодневных раскопок были обнаружены три креста. До наших дней в храме Воздвижения Животворящего Креста Господня сохранилось место, которое и сегодня показывают паломникам, где и днём, и ночью пребывала царица Елена и оттуда, из своего окошечка (оно сейчас так и именуется Еленинским окошечком), бросала золотые монетки рабочим, чтобы воодушевить их на труд.
Но как из трёх крестов было узнать святой Крест Господень?
По дороге в это время двигалась похоронная процессия. Патриарх Макарий поочерёдно стал возлагать кресты на умершего. Когда Крест Господень коснулся мёртвого, тот воскрес. Макарий, желая прославить великую радость обретения Честного и Животворящего Креста Господня, стал воздвигать его высоко над толпой собравшегося народа.
Царица Елена пожелала на месте Голгофы, на месте Гроба Господня и на месте обретения Животворящего Креста Господня воздвигнуть величественный храм в честь Воскресения Христова. Этот храм строился почти 10 лет.
13 сентября 335 года было совершено его освящение.
Примечание: с тех пор 13/26 сентября православные христиане празднуют память Обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Праздник этот иначе называется «Воскресение Словущее». Именно в честь этого праздника освящён наш храм на Ваганьковском кладбище.
На следующий день Животворящий Крест Господень был торжественно внесён в этот храм и водружён на Голгофе. И с тех пор в этот день – 14/27 сентября – Православная Церковь ежегодно празднует Воздвижение Животворящего Креста Господня.
Скончалась Елена на 80-м году жизни – по разным предположениям, в 327, 328 или 330 году. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир, где у неё был дворец, или даже Палестина.
Почему Елена прославилась как равноапостольная?
Равноапостольными Церковь почитает тех праведников, которые совершили в своём земном житии подвиг, равный подвигу апостолов. Проповедовать Благую Весть среди, порой, враждебно настроенных идолопоклонников – задача непростая. Многие, выполняя её, претерпели жесточайшие испытания и обрели страдальческий венец. Христиан, несущих миру Слово Божие, несмотря на невзгоды и препятствия, Церковь уравнивает с первыми последователями и учениками Искупителя.
Царица Елена же всю свою жизнь посвятила распространению веры Христовой на обширных территориях Римской Империи, и, благодаря ей, многие обратились к Истинному Творцу. Подобно первым последователям Иисуса она несла Его Слово языческим народам, потому Церковь и почитает ее равноапостольной.
Дни памяти
3 июня;
19 марта – Обретение ею во Иерусалиме Честно́го Креста и гвоздей;
19 апреля – Собор Синайских преподобных.
Читайте также
Икона равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены | Святыни Ваганьково
Храмовая икона «Обновление (освящение) храма Воскресения Христова в Иерусалиме» | Святыни Ваганьково
Подпишитесь на наш telegram-канал, чтобы первыми узнавать о самых интересных событиях прихода, днях памяти и важных богослужениях.